Трудности первого года обучения в школе: все ли так печально?
Вот и заканчивается учебный год. Для кого-то он был светлым и радостным, полным новых открытий, успехов и удач. Кому-то он достался сложно…
Кто-то обреченно пыхтит в раздумьях о том, что впереди еще самая тяжелая пора – экзамены. А кто-то радостно смотрит в будущее и уже видит свои походы на рыбалку в деревне у бабушки, приправленные ароматом прелой, пышащей солнцем травы. А может, это будет морское побережье, окутанное шумом волн и запахом соленого прибоя.
Кто-то мечтает о туристическом лагере, расположенном высоко в горах и своих новых свершениях в покорении труднодоступных снежных вершин. Кто-то, кто-то, кто-то…
Все ждут свое лето – манящее ворохом приключений, радостей и побед.
А пока… Пока еще не кончился этот самый учебный год. Еще свежи ощущения гладкости тетрадок, колкости ручек, мелодичности звонков. Еще из урока в урок нужно учить , понимать, повторять, писать… Давайте оглянемся назад: как мы прожили этот год? Что нового приобрели, что потеряли за эти долгие 9 месяцев?
Я хочу поговорить о самых маленьких наших учениках – о первоклашках. О тех, которые еще год назад мечтали о том, как они с гордостью будут носить новенький портфель с пахнущими типографской краской новенькими учебниками и тетрадями. Как они сразу повзрослеют, когда оденут первую в своей жизни школьную форму. Как будут они радостно учиться, любить свою первую учительницу и обязательно получать сплошные пятерки.
Что же осталось на душе у них после этого первого взрослого шага в большую жизнь?
Спросим у первоклассников?
«Какое это мучение – ходить в школу!», - в сердцах сказал мне один знакомый мальчик. И, наверное, он в чем-то прав. Нагрузка, которая в виде уроков разом сваливается на плечи маленького человечка, порой бывает непосильной. И от того, как, в первую очередь, поведут себя взрослые - учительница и родители, - зависит вся его успешная дальнейшая образовательная жизнь. Конечно, родителям может быть некогда, они работают, и скачками, бегом пытаются проконтролировать выполнение домашнего задания. Другие целиком и полностью доверяют свое чадо бабушке: воспитывай, возись, делай уроки, нам – некогда. Некоторые, совсем продвинутые и занятые родители, способны доверить свою кровиночку абсолютно чужому человеку – няне. И контролируют уже ее – насколько хорошо она справляется с выполнением своих обязанностей. Что же при этом остается ребенку? Довольствоваться тем минимумом родительской заботы и тепла, которые ему так необходимы в этот сложный период, учиться самостоятельно. Самостоятельно понимать учителя, самостоятельно строить с ним взаимоотношения, самостоятельно формулировать вопросы, ответы на которые он пока еще не может получить.
А у учительницы своя позиция: «У меня их много, я – одна. Я не могу уделять столько времени каждому, чтобы конкретно ему растолковать, объяснить, показать на примерах». Она тоже в чем-то права. И остаются у первоклассников недомолвки, недочеты, недопонимание, которое, в конечном итоге, выливается уже к концу первого класса в стойкое нежелание идти в школу.
Будучи еще студенткой педагогического ВУЗа, я очень долго и упорно пыталась найти решение этой проблемы. Искала, придумывала, сочиняла. Старалась, чтобы детям было интересно на моих уроках, чтобы у них горели глаза. Чтобы с радостью и желанием шли они в школу. Дети работали. Кто-то хорошо, кто-то не очень. Так же, как и другие ученики в других школах. Кто-то с радостью постигал секреты, кто-то делал это нехотя, со скрипом. Но это были взрослые дети, с 5 по 11 класс, те, которые уже успели выработать стойкое отношение к урокам и к школе вообще.
Наверно, каждый учитель, особенно первых классов, и каждый родитель должен решить для себя, что ему дороже – горящие интересом глаза маленького человека, или стойкое негативное отношение к учебе вообще.
У экспертов спрашивать не будем. Материал написан в порядке обсуждения. Впрочем, здесь и так все понятно. В этот сложный период маленькому чуду надо постараться всячески помочь. Тогда и желание учиться выработается у него стойкое, явное и способное преодолеть любые преграды.