Задержка речевого развития у детей
Никогда не думала, что термин ЗРР (задержка речевого развития) у детей может иметь какое-то отношение к моему ребенку. До определенного времени я даже не подозревала, что такое существует повсеместно. О способах борьбы с этим я знала еще меньше. Я из тех мам, которые не любят нормы и шаблоны. Не все советы и методы подруги, бабушки или кого бы то ни было можно применить к своему ребенку. Ведь мой ребенок тем и отличается от других, что он мой, а значит уже не такой как остальные. Всегда считала своего ребенка индивидуальностью, в жизни которого все должно произойти постепенно, своевременно, согласно его «личному плану развития». Но, когда к трем годам мой малыш, кроме слова «мама», так и не начал говорить – мною начала овладевать тревога, переходящая в панику.
Добрая и дружелюбная по своей природе, Елизаветка всегда тянулась к детям. Вот только дети не всегда отвечали тем же. Сверстники, разговаривающие к этому времени почти на равных со взрослыми, не хотели дружить с «мычащим» ребенком. Да, и во что с ним играть, если он даже говорить толком не может? Вы можете представит себе мое состояние? Сказать, что мне было ужасно обидно – это не сказать ничего. Мы можем купит своему ребенку то, что он хочет, мы можем сделать для него то, что он хочет, но мы не можем заставить остальных детей дружить с ним. А ведь мама – это еще не весь мир. С мамой не попрыгаешь по лужам и не покричишь во дворе вволю. Друзья тоже нужны. Как объяснить трехлетнему ребенку, почему от него все шарахаются. А главное: как утешить? Ведь конфетка и шоколадка не заменят друга.… А так хочется, чтобы ребенок вырос открытым, коммуникабельным и, не дай Бог, не замкнулся в себе. Были случаи и жестокого обращения к нам. Дети толкали и били Лизоньку, когда она пыталась предложить им мелки, чтобы вместе порисовать на асфальте. Ярости моей не было предела. Таким «детушкам» я бы руки повыдергивала, а заодно и их мамашам, которые бездейственно ухмылялись в сторонке.
Я пыталась разговаривать со своей малышкой, много разговаривать. Но о чем? Скажем так, я не люблю болтовню, больше люблю слушать других. Соответственно, монологи мои быстро исчерпались. Пыталась просто комментировать все, что происходит вокруг нас, лишь бы не молча. Результата не было. Мы нашли свою панацею в книгах. Я читала ей сказки и стихи много и часто. Процесс приучения к книгам был непростой, прежде всего для меня, но малышке понравилось. Полгода мне потребовалось, чтобы сказки и стихи вытеснили эти «угу» и «ага». И это произошло! Любимые сказки и стихи она может рассказывать бесконечно.
Сейчас мы говорим, пусть пока нечетко, понятно только для меня. Но, это уже дело практики. Главное, что ребенок понял как донести до окружающих то, что «сидит» у него в голове. Я радуюсь, что она долго думает перед тем, ка открыть рот, а потом выдает мне свою мысль длинным предложением. Я радуюсь, когда во время наших перепалок, она не плачет, а говорит «нет» и начинает объяснять почему.
Признаться честно, кому не хотелось бы, чтобы в жизни его ребенка все произошло гладко, само собой, без сучка и задоринки. Наверное, иногда так и случается с некоторыми детьми. Но это не значит, что Ваш ребенок хуже. Просто к нему нужно проявить больше внимания и усилий, именно Ваших усилий, а не психолога, логопеда или репетитора. Ничего не имею против этих замечательных людей. Просто хочу обратить внимание, что некоторые мамы используют не весь свой «ресурс». Не спешите перекладывать заботы о ребенке на чьи-то чужие плечи. Вы справитесь с этим намного лучше, если не будете забывать, что терпение и труд все перетрут.