Физическое развитие
Ребенок станет выше ростом на два сантиметра, вес увеличится на 400-500 граммов. К концу восьмого месяца у крохи будет три – четыре, зуба, обычно это средние резцы. Не тревожьтесь, если зубки прорезываются медленнее, - это очень индивидуально.
На восьмом месяце ребенок умеет вставать и ходить вокруг опоры, начинает активно ползать, самостоятельно сидит, опираясь на руки, наклоняется вперед за игрушкой. Лежа на спине, переворачивается на живот. Лежа на животе, подтягивается к игрушке, лежащей перед ним. Если поддерживать ребенка подмышки, он совершает движения, напоминающие танец.
Малютка учится манипулировать с предметами: берет игрушки в обе руки, осматривает, трясет, ударяет, тащит в рот, бросает и следит за их падением. Как будто пытается понять, что можно сделать с игрушкой. Малыш может кусать мягкую пищу и жевать, спокойно воспринимает усаживание на горшок.
В 8 месяцев движения пальцев ребенка становятся более тонкими. Он может сам снимать крышки с коробочек, закрывать с помощью взрослого. Кроха вкладывает и вынимает предметы, нанизывает крупные игрушки, закрывает крышку коробки. Предложите малютке доставать игрушки из красивого яркого мешочка, и складывать их обратно.
В это время многие родители усаживают ребенка в «ходунки». Но это слишком большая нагрузка на неокрепшую костную и мышечную систему малыша, поэтому надо ограничить его пребывание в ходунках часом в сутки. Сейчас малютке особенно, необходим ежедневный массаж и гимнастика. Многие движения кроха будет с удовольствием повторять за взрослым.
Если у малютки есть 4 зуба, переходите с пюреобразной еды на мелко измельченную. Чтобы кроха мог тренироваться в жевании, давайте ему мягкие продукты кусочками – фрукты, огурцы, печенье.
Если ребенок хорошо сидит, после сна и еды высаживайте его на горшок, при этом не давайте ему игрушек, не держите на горшке более 10 минут. Если малыш категорически отказывается садиться на горшок, не настаивайте - научится позже.
Психологическое развитие
У малыша развиваются зрение и слух: он замечает мелкие крошки, различает цвета, формируется бинокулярное зрение, способность смотреть не кося. Ребенок реагирует на звуки, на расстоянии три - четыре метра. Сидя, поднимает и опускает голову, если источник звука выше или ниже его глаз.
Маленький человечек начинает понимать речь. Если назвать хорошо знакомый предмет, он поворачивает голову и отыскивает его глазами. Малыш очень любит слушать, когда с ним разговаривают. Используя жесты и звуки, привлекает к себе внимание - чтобы с ним поиграли или поговорили. В лепете малютки появляются новые звуки и слоги.
Ребенок выполняет просьбы «наклони голову», «дай руку», легко включается в игру: «сорока-сорока» «гули-гули», в прятки с платком: «ку-ку! где мама?», «танцует». Замечает изменения, происходящие вокруг – может протянуть руку к игрушке, которую вы спрятали у него на глазах. Малыш теперь четко разделяет людей на «своих» и «чужих», расставаясь с матерью, он испытывает сильный страх. Боится неожиданных, резких звуков (звонок, лай собаки).
На новый этап переходит диалог с взрослым. Малютка понимает и с удовольствием выполняет простые просьбы, играет в потешки, где надо качать головой, хлопать в ладоши, махать ручками.
Ребенок может подолгу рассматривать через окно проезжающие машины или падающие снежинки показывает взрослому, что хочет потрогать. Обостряются различия в восприятии других людей. Без мамы в незнакомой обстановке кроха испытывает сильный страх. Это прогресс в развитии. Родителей должно беспокоить отсутствие страхов, или негативных эмоций по отношению к посторонним людям – это свидетельствовало бы о задержке развития ребенка.
К концу 8-го месяца дети хорошо ползают, причем, каждый по-своему: ножками вперед, или на попке, или боком. Поощряйте ребенка к ползанию – оно помогает укреплению мышечной системы, улучшает координацию движений, способствует правильному развитию бинокулярного зрения, защищая от близорукости.