Физическое развитие
Заканчивается первый год жизни маленького человека. Его достижения за это время огромны! Кроха подрос на 25 сантиметров и набрал целых 7 килограммов с момента рождения! У малютки уже 6-8 зубов, он уже может покорять пространство. Речь и ходьба – 2 основных конкурирующих навыка ребенка этого возраста. Обычно дети сосредотачиваются на одном действии, малыш, который хорошо ходит, знает меньше слов и наоборот.
Маленький исследователь много ползает, опираясь на коленки и ладошки. Многие дети уже ходят сами или держась за мебель руку или взрослого. Вначале ребенок совершает несколько неуверенных шагов, затем количество шагов увеличивается, появляется уверенность. Вначале ходьба сопровождается падениями. Будьте спокойны, если видите, что малыш не пострадал. Переключите его внимание на что-то интересное. Из-за того, что карапуз стал больше двигаться, он меньше прибавляет в массе.
Ребенок начинает контролировать свои движения, пытается держать равновесие при помощи одной руки, чтобы в другой держать игрушку, тянуть машинку на веревочке, кидать мяч, учится приседать. Сидящий ребенок не теряет равновесия даже когда ему поднимают ножку.
Научившись ходить, малыш не может остановиться, без устали проходит по одному и тому же маршруту. А вы ходите за ним, страхуя на поворотах, потому что его ходьба еще не совершенна и он может упасть.
Совершенствуются и движения рук. Чтобы захватить несколько вещей, малыш раскрывает ладошку в соответствии с их размером. Кроха может брать игрушки двумя руками одновременно, захватывает мелкие вещи большим и указательным пальчиками. Ребенок постепенно становится более самостоятельным – пьет из чашечки, держит ложку.
Ребенок осваивает пространственные отношения: любит доставать игрушки из банок и коробок, но складывать их обратно у малютки не всегда получается.
Ночной сон почти полностью налажен, днем малыш спит раз в день.
Психологическое развитие
В этом возрасте детей можно учить простым действиям с игрушками – класть мишку «спать», толкать игрушку на колесиках. Ребенок продолжает изучать непознанное: стучит, трясет и тянет в рот все подряд. Малыши часами складывают предметы в емкости и достают их оттуда. Развиваются тактильные ощущения. Позволяйте малышу ходить босиком по по траве, влажному и сухому песку. Прикасайтесь к нему разными предметами.
Малыш очень нуждается в разнообразии. С радостью встречает знакомых взрослых, стремится быть в центре событий. Выделите время для игр с малюткой. Важно, чтобы с чадом почаще играл папа.
Ребенок начинает понимать новые закономерности – что спрятанная у него на глазах игрушка не пропадает. Спрячьте кубик под коробкой – приподнимет ее, возьмет кубик и покажет его вам.
Многие малыши с большим интересом рассматривают картинки в книжках. Первые книги должны быть небольшого размера, с картонными страницами, с картинками, которые привлекут его внимание. Показывайте чаду изображения разных предметов, называйте их, читайте стишки.
Ребенок ищет доступные ему способы общения, сопровождает свои просьбы жестами и звуками. Малыш произносит новые звуки и слоги, возможно, уже скажет первое слово. Не умея говорить, кроха понимает слова и фразы. Набор слов, которые понимает ребенок, значительно больше количества слов, которые он может произносить. По просьбе взрослых он машет ручкой, хлопает в ладошки, если его называют по имени, показывает на себя, смотрит на родителей, если говорят о них. Ребенок понимает слово «нет», хотя часто не реагирует на запрет.
Игрушки, полезные для развития малыша этого возраста: пирамидки, игрушки-гнезда (матрешки), кубики, заводные игрушки, куклы, каталки с длинной ручкой, резиновые и мягкие игрушки-зверята, музыкальные игрушки, наборы детской посуды.