Физическое развитие
К семи годам ребенок уже может в быстром темпе пробежать 20-30 метров. Совершенствуются прыжки: умение прыгать на одной ноге, прыгать с разбега в высоту на 40 см и выше, с места в длину - около 70 см, с разбега - около метра. Прекрасно прыгает через скакалку, играет в мяч, уверенно лазает по шведской стенке, канату. Дети этого возраста хорошо бегают, прыгают, кувыркаются. Развивается координация движений рук и ног, они хорошо бросают, ловят, пинают мяч, выполняют какие-то удары.
В этот период развитие способностей детей очень зависит от их подвижности. Ребенок, ведущий малоподвижный образ жизни, развивается медленнее; дети, занимающиеся в спортивных или танцевальных кружках, - быстрее. С ребенком 7 лет уже можно отправляться в однодневный пеший туристический поход, на велосипедную прогулку около часа. А если такое путешествие будет с привалами, то на 4-6 часов.
Дети очень подвижны, у них быстро развивается мышечная система, и возникает большая нагрузка на скелет. Важно постоянно контролировать позу ребенка, его движения и игры. Расстояние до глаз во время чтения книг и рисования - 30-35 см. Под ноги при необходимости надо подставлять скамеечку или купить стул, который можно поднимать или опускать. Постель должна быть ровной и жесткой. Физические нагрузки должны соответствовать возрасту.
У детей в этом возрасте завершается формирование органов дыхания. Дыхание становится ровным и глубоким, грудным, увеличивается объем сердца. После 7 лет у детей намного реже бывают респираторные заболевания, бронхиты и пневмонии. У ребенка увеличиваются возможности пищеварения. Надо своевременно расширять рацион его питания, чтобы удовлетворять потребности растущего организма. Начинается замещение молочных зубов постоянными, у девочек - несколько раньше, чем у мальчиков. С 6 до 14 лет образуется сменный прикус.
Психологическое развитие
К 7-ми годам в общении ребенка со сверстниками возрастает избирательность. Уже есть потребность занимать определенное положение в обществе. В детских группах выделяются лидеры, предпочитаемые и отверженные, Ребенок готов к школе - начинает преобладать познавательная мотивация, развиваются самоконтроль и критичность.
Период поступления в школу – очень важный момент в жизни ребенка. Свойственные дошкольникам беззаботность и беспечность сменяются жизнью со множеством обязанностей и ограничений: ребенок должен напряженно трудиться, подчиняться правилам школьной жизни и требованиям учителя, выполнять домашние задания.
В это время меняется весь психологический облик маленького человека, его личность, умственные возможности, круг общения, сфера эмоций и переживаний. В поддержании у первоклассника позитивного отношения к новой школьной жизни огромная роль принадлежит родителям ребенка. Их внимание к успехам и неудачам ребенка, обязательное поощрение стараний, эмоциональная поддержка способствуют повышению самооценки малыша, его уверенности в себе.
Первые месяцы учебы - очень трудное время в жизни ребенка. В этот период даже здоровые дети чаще болеют. С первого дня учебы старайтесь, чтобы ваш малыш придерживался режима дня, не переутомлялся. Если же первоклассник недосыпает, нерегулярно ест, мало бывает на свежем воздухе, то он быстро устает, переутомляется. Должна быть обеспечена достаточная продолжительность сна, четко установлено время укладывания ко сну и подъема даже во время каникул, регулярное питание, выделение времени для приготовления уроков, прогулок, отдыха, занятий спортом и в кружках.
Нельзя под предлогом занятости в школе полностью отстранять первоклассника от домашних обязанностей. Он должен убирать свою кровать, рабочее место, может убирать в комнате, мыть посуду, стирать мелкие вещи, выносить мусор, пришивать пуговицы к одежде.
Не заставляйте ребенка после школы сразу браться за уроки. Между школой и домашними занятиями должен быть перерыв около трех часов, в это время малыш должен погулять на свежем воздухе. Для первоклассника очень полезен, часто необходим дневной сон, лучше - при открытой форточке. Отдохнув после школы, ребенок должен начать делать уроки не позже 16-ти часов. На выполнение уроков первоклассник должен тратить не больше часа, через 25-30 минут надо сделать перерыв.
После долгого сидения за партой ребенку необходим активный отдых. В этом возрасте рекомендуются прятки, догонялки, классики, игры со скакалкой, мячом, хорошо, если он будет заниматься спортом или танцами, делать утром зарядку, много гулять на свежем воздухе, причем в выходные дни гулять вдвое больше, чем обычно.