Физическое развитие
Ребенок хорошо владеет своим телом: легко перепрыгивает через невысокое препятствие, ходит по бревну, лазает по лестницам. Движения маленького человека становятся легкими и изящными. Он с увлечением прыгает с разбега в длину и высоту, может ходить по скамейке, умеет играть с мячом, ловит его с хлопком, ударяет о землю. Малыш хорошо рисует карандашом и красками, ловко вырезает ножницами, легко забрасывает кольцо на гвоздик, движения пальцев рук при конструировании хорошо координированы. Малыш стал более выносливым.
Ребенок должен много гулять на свежем воздухе, общаться с другими детьми разных возрастов. Он многому учится от старших детей, младших учит сам. Поучая малыша, ваш ребенок невольно чувствует ответственность. Это для него ново и очень приятно.
В это время у мальчиков происходит небольшое (препубертатное) увеличение яичек, это начало полового созревания. Мальчики отдаляются от мам, стесняются ласк и поцелуев при чужих людях. Многие мальчики резко меняют отношение к девочкам, с которыми недавно прекрасно ладили, смеются над ними, обижают их, что чаще всего является прикрытием растущего интереса к противоположному полу. К 7 годам многие дети стесняются появляющегося сексуального интереса. Родители вовремя должны поговорить с малышом на эту тему, объяснить ему различия между мальчиками и девочками, купить ему детские книги на эту тему.
У детей на седьмом году жизни обычно очень хороший аппетит. Они могут попросить добавки, многие просят накормить их перед сном. Детям этого возраста надо спать 10 часов. Не все малыши спят днем, многие рано засыпают. Они любят перед сном послушать сказку, или поговорить о том, как прошел день.
Психологическое развитие
Дети седьмого года жизни уже более внимательные, стремительно развивается их память. Они с радостью выполняют ответственные поручения, могут пересказать небольшой рассказ или сказку. Отчетливо выговаривают слова, грамотно строят предложения. Быстро пополняется словарный запас – он доходит до пяти тысяч, у многих ребят и больше. Важно количество слов, активно используемых ребенком в своей речи, умение выражать свои мысли.
Дети с удовольствием демонстрируют свои умения и способности, учатся показывать и контролировать разные эмоции. Они делятся игрушками с одногодками, но довольно часты конфликты на площадке. В пересказе картинки или рассказа ребенок правильно передает предыдущие события, неплохо строит фразы. Ребенок с восторгом слушает длинные рассказы, обожает книги о животных, машинах и древних временах. В этом возрасте дети еще немного путают сказочное и реальное, наделяют животных человеческими способностями.
В этом возрасте дети способны дольше удерживать внимание на одном занятии, и так же, как и раньше предпочитают конкретные задания свободным. Они любят заниматься чем-то новым и брать на себя ответственность, но им все равно необходимы постоянные указания взрослых. На этом этапе актуальны занятия в группах раннего развития, в которых совершенствуются навыки, необходимые ребенку в школе: развитие мелкой моторики, внимания, памяти и усидчивости, восприятия на слух.
Детское творчество – отличный вариант для реализации фантазии и воображения ребенка.
Психологическая готовность малыша к школе включает:
- стремление к школьной жизни, «ответственным» занятиям и поручениям;
- интеллектуальную готовность к занятиям в школе.
Первоначально детей привлекают атрибуты школьной жизни - красивые портфели, пеналы, ручки, потребность в новой обстановке, впечатлениях. Затем появляется желание узнать что-то новое, получать отметки (без сомнения, самые лучшие) и похвалу от окружающих.
Интеллектуальная готовность предполагает способность сравнивать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки, обобщать, находить причинно-следственные связи. У малыша должны быть определенная широта образных и пространственных представлений, соответствующее развитие речи, познавательная активность.