Физическое развитие
Дошкольный возраст – время активного роста. От 4 до 6 лет малыш подрастает на 15 см, в весе прибавляет всего лишь до 5 кг - кажется, что ребенок вытянулся и похудел, он становится более ловким, подвижным сильным и выносливым.
Увеличивается мышечная масса.
Хорошо бегает, прыгает на одной и другой ноге, прыгает через веревочку, бегает на носках. Легко учится кататься на двухколесном велосипеде, коньках.
У дошкольника происходит быстрый обмен веществ, поэтому ребенку по-прежнему необходимо правильное питание. Малыш должен много времени проводить на свежем воздухе, необходимо следить за его осанкой. Его неокрепшая нервная система нуждается в дружественной благоприятной атмосфере в семье. В будущем большие нагрузки в школе могут привести к проблемам со здоровьем.
Физическое и психическое развитие в дошкольный период являются определяющими для дальнейшей жизни человека. Отношение к своему телу, пищевые привычки и основы здоровья – всему этому старший дошкольник учится в семье. Сформировать здоровые привычки у маленького ребенка, проще, чем потом в более зрелом возрасте пытаться их изменить. Грамотное физическое воспитание дошкольника – основа здоровья в дальнейшем.
Надо понимать, что и старший дошкольник – это все еще ребенок. Взросление организма - не повод давать ребенку большие нагрузки. Отдавая ребенка в 4-5 лет в профессиональный спорт, родители часто не понимают этого. Далеко не все дети способны выдержать такие серьезные нагрузки.
Психологическое развитие
Многие психологи считают, что 90% всех черт личности человека закладывается в этот период. В этом возрасте ребенок запоминает столько информации, сколько не запомнит за всю последующую жизнь. Его интересует все, связанное с окружающим миром. Лучший способ получить действительно научную информацию – чтение детской энциклопедии, в ней ребенку доступным языком рассказывается об окружающем мире: о разных странах, космосе, животных и растениях, человеческом теле, изобретениях и др.
Этот период важен для развития внимания, мышления, памяти, воображения. Хорошо развивается логическое мышление при играх с конструктором – складывание по схеме, начиная с простых узоров. Головоломки, кубики, мозаику надо выкладывать по картинке, ориентируясь на форму, цвет, величину. Хороши игры в слова, так как ребенок умеет различать гласные и согласные звуки, в своей речи использует синонимы, может определить место любого звука в слове (в начале, середине или конце), количество слогов в словах.
Задания, основанные на классификации, развивают зрительное восприятие, внимание и мышление ребенка. Например, на картинках изображены разные предметы - автобус, троллейбус, грузовик и трамвай. Ребенок должен выбрать лишний предмет и объяснить, почему он лишний, то есть назвать оставшиеся предметы (в данном случае - пассажирский транспорт). Разложите по порядку. Ряд картинок на одну тему, разложенных неверно предлагается ребенку. Он должен определить, какая картинка изображает события, случившиеся раньше или позже.
Кто наблюдательнее. Малышу дается таблица, где нарисованы предметы и их символическое изображение. Дается время на запоминание, после чего ребенок воспроизводит предметы и символы. Покажите ребенку 10 картинок по очереди, каждую картинку 1-2 сек. Ребенок должен запомнить 5-6 предметов. Прочитайте малышу 10 слов. Ребенок должен уметь повторить 4-5 слов, не меньше.
Пишет буквы и числа. В картинке дополняет недостающие детали. Аккуратно вырезает картинки. Воспроизводит по образцу геометрические фигуры. Обводит по контуру рисунки, заштриховывает фигуры.