Почему я не люблю детский сад
Нам с сестрой повезло: нас нянчили бабушка с дедушкой, и в детский сад мы не ходили. Первым нашим коллективом, где мы начинали «социализироваться», была школа, в которую мы пришли, будучи скромными «домашними» девочками. Многие считают, что детский сад – это обязательный этап в развитии личности ребёнка, без которого он не будет знать, как вести себя в обществе, не научиться общаться со сверстниками. Мы с сестрой пропустили этот этап – и что же: обе успешно сменили обычную школу на гимназию, поступили без проблем в университет, вышли удачно замуж, построили карьеру. У нас у обеих много друзей, мы с детства привыкли к активной жизни, мы общительные, девушки не из робкого десятка и за словом в карман никогда не лезем. И всё это несмотря на то, что в раннем детстве воспитывались мы в «тепличных» условиях, без детского сада.
Почему же я не люблю детский сад? Нет, сама идея детского сада мне нравиться, но воплощение её в жизнь пугает. На заре моей карьеры мне «посчастливилось» самой поработать в детском саду. Мне был всего 21 год, я заканчивала филфак и срочно искала место для распределения на работу, потому что университет грозился отправить меня в глухую деревню, а я уж очень не хотела прощаться с большим городом. Детский сад – это, наверное единственное место, куда берут с незаконченным образованием, без опыта работа, студентку не соответствующей специальности, причём дневной формы обучения! Моё заявление, что на последнем курсе я могу прогуливать пары и приходить на работу, вполне устроило заведующую!
Моими коллегами оказались либо такие же молодые девочки, как и я, либо старушки пенсионного возраста. Коллектив менялся, как в «Макдональдсе»! Работать постоянно было некому. И это нормальная ситуация: в саду катастрофически не хватает ни воспитателей, ни няней, ни поваров, ни музыкальных работников, ни физруков. А всё это время в садик водят детей! Детей, как правило, очень много: на них не хватает шкафчиков, кроватей, стульчиков, игрушек. О нехватке внимания и теплоты я промолчу… Приведу несколько печальных примеров из своего опыта.
У молодой воспитательницы разрушилась личная жизнь: молодой человек жестоко бросил её перед самой свадьбой. Она работает в ясельной группе и ежедневно приходит на работу, убитая горем, озлобленная на весь мир, в страшной депрессии. Представьте себе, как «получают» по малейшему поводу дети! А ведь это группа, где малыши с двух до трёх. Адаптация у всех проходит тяжело, дети полгода ходят в сад со страшными истериками. Мамы не понимают, в чём дело, но мамам надо на работу…
В саду грядёт проверка. Всё должно блестеть так, словно здесь дети летают по воздуху. В группах выставляют игрушки, которые ни в коем случае нельзя трогать малышам. Все бегают и суетятся. Начальство заставляет воспитателей подметать участки, где играют дети. Как вам такая картина: мама приходит забирать своё чадо, а воспитатель отвернулась, уткнулась носом в землю и старательно подметает! Кстати, подметать, чистить снег, красить, сажать и пропалывать грядки – всё это работа педагогов. А всё это время в саду дети…
В сад пришли все дети по списку! Это двадцать пять человек – и это просто катастрофа. Про занятия, про игры, про индивидуальные беседы и речи быть не может. Главное, это вернуть детей родителям целыми и невредимыми. На улице пусть они лучше ходят парами друг за другом, чем разбегаются по территории участка – так проще их считать. Кому-то из работников приходит в голову идея: когда дети встанут из тёплых кроваток после дневного сна и сядут на горшки, открыть окно – может, поболеют, завтра будет меньше…
Дети шумят и плохо себя ведут. Воспитательнице уже почти пятьдесят пять лет, она с пяти утра на ногах, у неё гора бумажной работы (которая, кстати, всегда важней детей), да и здоровье оставляет желать лучшего. А дети орут… Придумывать для них занятие – зачем? Нету ни сил, ни времени, ни желания. И платят копейки. Повысила голос, посадила за столы, поставила в угол – не помогло. Нервы на пределе. Педагог с огромным стажем не придумала ничего лучшего, чем взять кусок скотча и заклеить самой голосистой девочке рот…
Прогулка. Дети из младшей группы разбрелись, как муравьи. Воспитательница, вроде, всех держит в поле зрения. Только вот где Никита? Вот он, идёт за руку с мамой. «Отлично, заберёт его до обеда,» -промелькнуло в голове у воспитательницы. Но мама не собиралась забирать Никиту, она просто шла в магазин, проходила мимо сада и по счастливой случайности заметила своего сыночка: он ковырялся в луже…Один…За территорией детского сада…
Сама идея детского сада мне нравится. Мама не может обеспечить ребёнку общение с детьми, в котором в возрасте трёх-четырёх лет он нуждается. Для этого должен существовать хороший детский сад, где профессия воспитателя ценится и оплачивается, где созданы хорошие условия труда, где не держат «хоть кого». В саду не должно быть переполненных групп. Мамы же отдают своих детишек не для того, чтобы их просто пасли, как овечек! В саду должны дарить детям любовь, теплоту, ласку, внимание, должны, в конце концов, заниматься с ними, развивать и воспитывать. Но такой сад в наши дни – это всего лишь идея, сказочная идея. В реальности всё очень печально, и детский сад полезен лишь тем, что маме надо на работу.